Югославия. Распад |
|||||
Итоги |
Поиск по сайту |
||||
По итогам войны был создан международный трибунал по бывшей Югославии. Был создан для восстановления справедливости в отношении жертв военных преступлений и преступлений против человечности, совершённых во время войн в Югославии в 1991—2001 годах, и наказания виновных в этих преступлениях. Находится в Гааге. Полное название — «Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьёзные нарушения международного гуманитарного права, совершённых на территории бывшей Югославии с 1991 года». Деятельность Трибунала ограничена временными и географическими рамками. Согласно уставу, территориальная юрисдикция трибунала распространяется на территорию бывшей Югославии (кроме Словении), а завершение последнего процесса означает упразднение самого суда. Трибунал имеет полномочия судить конкретных лиц, но не организации и не правительства. Максимальное наказание, которое вправе вынести Трибунал — пожизненное заключение. Трибунал планирует закончить рассмотрение всех имеющихся дел к 2009 году, а к 2010 — все апелляции. Итогом Десятидневной войны Югославии со Словенией было Брионское соглашение, подписанное 7 июля 1991 года на островах Бриони представителями Словении, Хорватии и СФРЮ при посредничестве Евросоюза. Согласно этому документу, югославская армия прекращала боевые действия на территории Словении (тем самым завершалась Десятидневная война). Словения и Хорватия приостанавливали на три месяца вступление в силу деклараций о независимости от Югославии (провозглашены 25 июня того же года). Последние части ЮНА были выведены из Словении 26 октября 1991 года. Падением Сербской Крайны и независимостью закончилась война на территории Хорватии. Далее хорваты вели войну в Боснии и в Республике Сербской, где участвовали и сербы; итогом уже этой войны стали Дейтонские соглашения. Переговоры по поводу Боснии и Герцеговины проходили при активном участии США, которые, как считают многие, заняли антисербскую позицию. США предложили создание Мусульманско-Хорватской федерации. Договор о Мусульманско-Хорватской федерации был подписан в марте 1994 года в Вашингтоне между Изетбеговичем и Туджманом. Боснийские сербы отказались присоединиться к этому договору. Непосредственно перед подписанием соглашений, в августе—сентябре 1995 года авиация НАТО провела воздушную операцию «Умеренная сила» против боснийских сербов, которая сыграла роль в остановке сербского наступления и некотором изменении военной ситуации в пользу мусульмано-хорватских сил. Соглашение состояло из общей части и одиннадцати приложений. На территорию Боснии вводился контингент войск НАТО — 60 тыс. солдат, половина из которых американцы. Соглашение предусматривало, что государство Босния и Герцеговина должно состоять из двух частей — Мусульманско-Хорватской Федерации и Республики Сербской. Столицей осталось Сараево. Житель Боснии и Герцеговины может быть гражданином как Боснии и Герцеговины, так и одного из двух образований. Сербы получили 49 % территории, мусульмане и хорваты — 51 %. Горажде отходило мусульманам, оно соединялось с Сараево коридором, который контролировали международные силы. Сараево и прилегающие к нему сербские районы переходили в мусульманскую часть. Точное прохождение границы внутри района Брчко должна была определить Арбитражная комиссия. Соглашение запретило обвиненным Международным трибуналом по бывшей Югославии занимать государственные должности на территории Боснии и Герцеговины. Таким образом от власти были отстранены Радован Караджич, Ратко Младич и другие лидеры боснийских сербов. Функции главы государства передавались Президиуму, состоящему из трех человек — по одному от каждого народа. Законодательная власть должна была принадлежать Парламентской скупщине, состоящей из Палаты народов и Палаты представителей. Треть депутатов избирается от Республики Сербской, две трети — от Мусульманско-Хорватской Федерации. При этом вводилось «вето народа»: если большинство депутатов, избранных от одного из трех народов, голосовали против того или иного предложения, оно считалось отвергнутым, несмотря на позицию других двух народов. В целом полномочия центральных властей, по соглашению, были весьма ограниченными. Реальная власть передавалась органам Федерации и Республики Сербской. Вся система должна была работать под наблюдением Верховного представителя международного сообщества. Дейтонские соглашения заложили основу конституционного устройства Боснии и Герцеговины, которое сохраняется до сегодняшнего дня. Созданная ими система считается громоздкой и малоэффективной, но до восстановления взаимного доверия между тремя народами ее отмена затруднительна. В последние годы западные страны более активно призывают к пересмотру Дейтонской системы и введению традиционной конституции. Этот план, в частности, позволил бы ускорить сближение Боснии и Герцеговины с Европейским союзом. Однако на сегодня согласие по нему не достигнуто, причем в большей степени за перемены выступают мусульмане и хорваты. Итогами агрессией НАТО против Союзной Республики Югославия в период с 24 марта по 10 июня 1999 года, которая нанесла огромный урон экономике и окружающей среде Сербии и привела к выводу югославских войск и изгнанию славянского, цыганского и адыгского населения с территории края Косово и Метохия. Другими итогами войны стали: переход Косово под контроль сил НАТО и албанцев; провозглашение 17 февраля 2008 года албанскими властями края частично признанного государства Республика Косово, строительство на оккупированной территории (без согласия сербских властей) американской военной базы Кэмп-Бондстил, которая используется для поддержки операций в Афганистане, Ираке и других странах. Основным итогом стал полный распад Югославии, образовалось шесть новых государств и одно частично признанное государство, которое мы считаем частью Сербии. В этих войнах сильнее всего «прижимали» сербов. Каждому новому государству кроме Сербии отошли те территории, на которых проживало их национальное этническое большинство. Международным трибуналом был обвинён 101 серб, из которых 2 оправдано. Другие национальные командиры совершали не меньше преступлений: обвинено хорватов – 32, оправдано – 4; обвинено боснийцев (мусульман) – 9, оправдано – 3; албанцев обвинено – 9, оправдано – 5; черногорцев обвинено – 3; македонцев обвинено – 2, оправдан – 1. Россия исходя из этой ситуации может сделать для себя выводы связанные с некоторыми вещами. Распад Союзной Федеративное Республики Югославия был результатом необдуманной политики в отношении других народов. Ненависть народов к друг другу разожгла хорошая пропоганда. Фактически развал осуществили страны НАТО во главе с США и Германией. В России нельзя допустить прихода к власти националистических организаций. Для НАТО важным было самоутвердиться в мире за счёт Югославии, что НАТО ещё для чего то было нужно. Ведь какая его роль была после распада Варшавского договора? И НАТО нашло себе место, военным способом вмешиваться во внутренние дела неугодных для США стран. Назад |
|||||
© 2010 Ткаченко Дмитрий |